Академик Борис Раушенбах и Троица


книга:
положительный отбор
глава 6:
Академик Борис Раушенбах и ТРОИЦА


Борис Викторович Раушенбах соратник Сергея Павловича Королёва
статья «Логика троичности«


Как вы уже поняли книга посвящена тому, что можно назвать «троичным анализом» (или тройственным) и сосредоточен на возможностях и условиях построения «непротиворечивых» сложных систем.

Но сейчас я хочу остановиться на статье Бориса Раушенбаха «Логика троичности».
Почему?
Потому, что он показал строгую логичность Троицы и потому, что я вижу концептуальную связь между концепцией Троицы и «троичным анализом» и построением бесконфликтых сложных социальных систем.

Как вижу?
Также, как Ньютон видел свои законы — бездоказательно аналитически, но доказательно практически.


Итак, в современном изложении основ православной веры говорится: «Лица Троицы неслиянны, но составляют единое Божество, в котором каждая Ипостась имеет одинаковое Божеское достоинство с каждой другой. Ипостаси св. Троицы не являют собою трех Богов, но одного Бога».

Кроме того, даны свойства Троицы (их шесть):

  1. Триединость.
  2. Единосущность.
  3. Нераздельность.
  4. Соприсносущность. По учению Церкви Отец, Сын и Св. Дух существуют совместно и всегда, т. е. обладают свойством соприсносущности.
  5. Специфичность. Суть этого свойства сводится к тому, что, несмотря на единосущность, три Лица не сводимы друг к другу, а каждое обладает своей спецификой.
  6. Взаимодействие. Как уже говорилось, три Лица находятся в предвечном взаимодействии, о котором нам известно лишь то, что сын рождается, а Св. Дух исходит от Отца.

Борис Раушенбах нашел гениальное понятийное решение этой КАЖУЩЕЙСЯ полной противоречий картине — цитирую — «Математический объект, полностью соответствующий перечисленным шести свойствам, действительно существует и широко используется в математике, механике, физике и других аналогичных науках. Это самый обычный вектор с его тремя ортогональными составляющими. Для определенности будем считать этот конечный вектор имеющим начало в ортогональной системе декартовых координат, а его составляющие направленными по осям.»


Для желающих предлагаю проделать мысленный опыт и потратить 1 минуту на то, чтобы убедиться в том, что вектор полностью соответствует всем шести признакам-свойствам Троицы. Я не буду тратить на это время ввиду очевидности последнего.

Резюмирую
В определении Троцы (в Православной версии!) и определении свойств Троицы заложена строгая математическая концепция — Вектор! Иными словами, вполне возможно, что никакого противоречия между Наукой и Верой нет, и статья Бориса Раушенбаха «первая ласточка» в этом направлении.



Для интересующихся — почему именно православная Троица? — отвечу двумя иллюстрациями, двух икон (слева-направо) западно-европейской и восточно-европейской. Видите принципиальное отличие? У нас чаша одна (а зачем Единому Множественное?), а у них — три — а это несоответствие свойствам (выше).


Теперь зачем я это всё так подробно излагаю?

  1. я вижу ситуацию, чем-то напоминающую связку Лоренц-Эйнштейн, — первый придумал преобразование (формулу) и исследовал её свойства, а второй вдохнул в формулу Смысл. Также и здесь, понятие Троицы осмысливает Векторную алгебру, а понятие Вектора, осмысливает на самом понятном и простом уровне Троицу и делаёт её из абстрактной — реальной. В том числе и для простого недалёкого обывателя!
  2. процитирую концовку статьи — «В заключение хочется отметить одно обстоятельство. Математическая модель триединости не была придумана специально для согласования ее с логической структурой Троицы. Даже если она и была специально придумана, то доказательная сила от этого не уменьшилась бы. Однако она была не придумана, а обнаружена в математике и это может говорить о многом. Вектор, как известно, лежит в основе многих естественных наук. Вектором является сила, скорость, ускорение, механический момент, на векторах держится учение об электричестве и магнетизме и т. д. Но это означает, что триединость буквально пронизывает всю природу. Эта свойственная природе триединость не есть что-то формально-правильное, но мало кому нужное. Люди постоянно опираются на то, что при известных условиях монада и триада одно и то же. При общих теоретических рассуждениях нередко пользуются понятием монады, например, говорят о силе действующей на конструкцию, но когда возникает необходимость расчета этой конструкции на прочность, то для осуществления таких расчетов приходится переходить к триаде — к трем составляющим этой силы. Когда самолету в воздухе нужно совершить некоторый маневр, то к его корпусу необходимо приложить соответствующий механический момент, но практически делают это, приложив эквивалентную совокупность трех моментов с помощью трех рулей (рулей высоты, направления и элеронов). Подобных примеров можно было бы привести сколько угодно. Во многих сочинениях, связанных с Троицей, в частности, в книге о. Павла Флоренского, приводится ряд интересных мыслей о той роли, которую играют триады в нашей жизни. Он приводит примеры пространства (три измерения), времени (прошедшее, настоящее, будущее), указывает на то, что существует три грамматических лица, что жизнь разума тоже троична (тезис, антитезис, синтез). Приводит о. Павел и другие примеры. Теперь к этому можно добавить, что особую роль в мире играют не только триады, но и триединость, проявляющаяся буквально повсюду.»
  3. Теперь я могу высказать уточнение главной Гипотезы книги — Для построения непротиворечивых устойчивых сложных систем нужно практиковать тройственный подход — искать, находить, осмысливать «третьего», включать его в систему «на равных» в соответствии с указанными свойствами Троицы (выше), возможно использовать элементы векторной алгебры и геометрии.

вернуться к книге