Медиация, какой я её вижу


книга:
положительный отбор
глава 7:
Медиация, какой я её вижу


С благодарностью педагогам МГППУ факультета Юридическая Психология за то,
что всё-таки сделали из меня медиатора.

С благодарностью за характер и способности моим  родителям, так как они позволяют мне мыслить самостоятельно, даже тогда, когда это противоречит признанным авторитетам.


Мне нравится переводить слово — «Медиатор» — как — «Посредник» — как бы к этому не относились коллеги медиаторы и педагоги из МГППУ. Я считаю, что слово «посредник» чрезвычайно точно передаёт суть работы медиатора — он информационный (коммуникационный) посредник, помогающий сторонам лучше понять друг друга. Мне понятно, почему многим моим коллегам не нравится такой перевод (видимо на уровне восприятия не нравится ассоциация с коммерческим посредником), но я настаиваю на методической корректности именно такого перевода, так как моё сознание испорчено знанием Физики, которое гласит, что нельзя наблюдателю не влиять на процесс в эксперименте, как бы он этого не хотел. И, по этой причине, не  нужно лукавить, а нужно  называть вещи своими именами — Медиатор = Посредник.

Другое дело он именно информационный посредник,
то есть не просто участник общения (коммуникации) спорящих сторон,
а организатор этого общения и именно процесса общения,
а не смыслового взаимодействия:

И это важно — медиатор отвечает за качество коммуникации
(взаимопонимание сторонами друг друга),
за смыслы и решение отвечают спорящие стороны,
но медиатор не может не влиять на результат (хотя бы и косвенно)!
По определению влияет, хотя бы самим фактом своего присутствия,
выражающимся в факте взаимопонимания сторонами друг друга
и нахождением ими решения!

Поэтому (1)


МЕДИАТОР === ПОСРЕДНИК, ЧЕСТНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОСРЕДНИК


Задача Медиатора — помощь двум сторонам конфликта (спора, дискуссии, переговоров, проблемной ситуации и т.п.) в достижении согласия по предмету конфликта (спора, переговоров, проблемной ситуации и т.п.).

Если использовать известную матрицу-пространство переговоров, то это можно проиллюстрировать следующим образом:

Поэтому (2)


ЗАДАЧА МЕДИАЦИИ === ПОМОЩЬ В ДОСТИЖЕНИИ СОГЛАСИЯ СТОРОНАМИ КОНФЛИКТА (СПОРА, РАЗНОГЛАСИЯ и т.п.)


Медиация — способ достижения согласия спорящими сторонами (конфликтующими, имеющими разногласия, ищущими выход из сложной ситуации и т.п.), при котором i) медиатор организует процесс коммуникации между сторонами ( согласно процедуре медиации *1 ), ii) всеми сторонами и медиатором соблюдаются принципы медиации и iii) используются честные способы коммуникации (без манипуляций, обмана, предвзятости и т.п.).

Коммуникативные приёмы медиатора

Поэтому (3)


МЕДИАЦИЯ ПОДХОДИТ ДЛЯ СИТУАЦИЙ, КОГДА СТОРОНЫ ХОТЯТ НАЙТИ ВЫХОД ИЗ КОНФЛИКТА ПО СХЕМЕ ВЫИГРЫШ-ВЫИГРЫШ (СОГЛАСИЕ)


Выводы и гипотезы:

  1. Согласие сторон в результате процедуры Медиации это возможность, а не гарантия.
  2. Если Согласие достигнуто, то можно говорить о создании социальной структуры нового, более высокого, уровня — (1+1) — то есть медиация есть способ построения социальных «бесконфликтных» устойчивых структур более выского уровня сложности.
  3. Все три стороны процедуры Медиации (медиатор и обе стороны) — равновеликие и равно важные, и неотъемлемые участники процесса.
  4. Так как у каждого участника есть своя роль («лицо») в процедуре Медиации, без которой процедура теряет смысл и возможность проведения, то данная троичность — необходима.
  5. Так как при соблюдении условий медиации результат (согласие сторон) происходит в 99% случаев, то есть результативность достигается, то данная троичность (при выполнении требований выше) — достаточна.
  6. Таким образом, описанный Медиативный подход, при выполнении заданных ограниченийнеобходим и достаточен для достижения сторонами Согласия.
  7. Я вижу в этом глубинную смысловую согласованность Медиативного подхода и концепта Троицы, что и будет раскрыто далее.

 


*1 — Для интересующихся — процедура медиации состоит из пяти фаз:

-фаза-1- вступительное слово и заявления сторон,
-фаза-2- формирование повестки дня,
-фаза-3- работа над конфликтом,
-фаза-4- разработка и оценка вариантов,
-фаза-5- заключение соглашения.


вернуться к книге