Гипотеза Субъектности


книга:
положительный отбор
глава 11:
Гипотеза Субъектности


Итак, имеет смысл систематизировать написанное в предыдущих главах и произвести своеобразную сборку концепта троичного мышления.


часть 1: Бог=>Субъект=>Человек=>Доверие=>Согласие

  1. Существует концепт православной Троицы, который можно логически объяснить, используя понятие Вектора, три проекции которого на три оси (X, Y, Z) являются аналогами трех ипостасей Бога в Троице.
  2. Бог субъектен, един и вечен.
  3. Человек создан по ОБРАЗу и ПОДОБИЮ Бога.
  4. Логично предположить троичность структуры Человека, точнее трёхличность.
  5. Человек тоже субъектен (почему — потому, что по образу и подобию Божьему).
  6. Логично предположить, что если есть концепты, которые представляют из себя сложные трехзвенные комплексы, по схеме Вектора, то их структура подобна структуре Человека.
  7. Пример такого концепта — Доверие, состоящее из трех компонент-проекций: Знание, Надёжность, Единство. Значит — Доверие — субъектная целостность, которая проявляется в виде Знания, Надёжности и единства.
  8. В Медиации (в процедуре понимающей Медиации) в результате возникновения Доверия между конфликтующими сторонами возникает Согласие по предмету конфликта, которое в последствии выражается в достижении, подписании (и потом добровольном исполнении) Соглашения.
  9. Согласие есть следствие возникновения Доверия.
  10. Для получения Согласия необходимо и достаточно (при честном конфликте) соблюдать сторонами принципы Медиации, следовать процедуре Медиации и использовать коммуникативные приёмы понимающей Медиации.
  11. В моей работе показано, что принципы начинают соблюдаться статистически поэтапно (пофазно).
  12. Ярко выражена группировка принципов в три группы, которые можно соотнести с тремя компонентами Доверия:
    — принципы, способствующие появлению Знания,
    — принципы, способствующие появлению Надёжности,
    — принципы, способствующие появлению Единства.
    Это показано в моей работе.
  13. Также в работе показано, что группы принципов начинают соблюдаться попарно и в последовательности, синхронной с проявлением компонентов Доверия.
  14. Кроме того, также показано, что в момент проявления всех трех компонентов Доверия (своего рода Доверия в полной мере) резко спадает эмоциональная составляющая конфликта и возникает сотрудничество. То есть сотрудничество (как шестой принцип) не только возникает последним, но и служит своеобразным маркером того, что Доверие возникло (как две стороны одной медали).
  15. Иными словами есть глубинное подобие между Доверием и Субъектностью, и механизмом их построения через соблюдение принципов (признаков) Медиации.
  16. С другой стороны, шесть принципов Медиации можно соотнести с шестью признаками каноничности Троицы.
  17. Исходя из этого соотношения я делаю предположение, что это подтверждает, что Доверие, это такой комплекс, который подобен, как принято говорить — по построению — комплексу Человек (см. п.7).
  18. А значит мы получаем технологию построения Доверия между сторонами конфликта при участии посредника через соблюдение принципов, правил и способов коммуникации (см. п.12).
  19. Доверие = субьект от комплекса Знание + Надёжность + Единство.
  20. Согласие — следствие Доверия, значит Согласие тоже Субъект взаимодействия медиатора и сторон.

часть 2: троичный взгляд на смену двоичному или Алгебра общения vs Алгебра совести

  1. «Алгебра совести» Владимира Лефевра «показывает» неизбежность конфликта.
  2. Моя «Алгебра общения» (1) показывает возможность построения сложных систем во взаимодействии сторон — систем нового, по отношению к сторонам, уровня; (2) задаёт структуру такого общения, причём важно заметить, что эта структура троичная (медиатор, сторона 1, сторона 2); (3) показывает, что двоичный подход ведёт к вырождению (уменьшению разнообразия, упрощению составляющих, упрощению всей системы), а троичный подход — ведёт к развитию (появлением субъектности) с сохранением разнообразия.
  3. Моя «Геометрия общения» (1) показывает, что, когда это уместно, имеет смысл вводить три компоненты анализа (три точки зрения и т.п.); (2) каждая точка зрения добавляет свои уникальные аспекты к анализу и предмету анализа; (3) все три точки зрения равновелики, равноценны и равноважны.
  4. Есть глубиноое подобие между концептом Троицы (православной!) и Троичным анализом, причем не только по форме, но и по содержанию (субъектность), и, я предполагаю, по построению!

часть 3: Медиативный подход, как технология построения сложных социальных систем

  1. Медиация есть хороший пример практического применения и демонстрации эффективности троичного подхода.
  2. Суть медиативного подхода:
    • определяются роли (кто стороны, кто медиатор);
    • создаются орг. условия для эффективной коммуникации, а также соблюдаются принципы медиации;
    • используются коммуникативные техники (например такие), подчёркиваю, коммуникативные а не манипулятивные;
    • проводится процедура, подобная процедуре медиации.
  3. Если стороны и медиатор добровольно хотят решения конфликта по схеме выигрыш — выигрыш, то в 99% случаев достигается Согласие между сторонами (в виде соглашения, которое потом сторонами исполняется).
  4. То есть описанного подхода с практической погрешностью в несколько % необходимо и достаточно для того, чтобы найти согласие даже между сторонами, находящимися в конфликте, а значит для тех, кто не в конфликте, но есть обоюдное добровольное стремление к поиску решения, этого будет достаточно тем более.
  5. По построению этот подход подобен выстраиванию комплекса «Доверие» или (см. часть 1) появлению Субъекта «Доверие-Согласие».
  6. Именно появление этого Субъекта позволяет перейти сторонам к сотрудничеству и достичь Соглашения, и потом, что не менее важно, исполнить его по доброй воле каждой из сторон!
  7. Медиатор сосредотачивается на коммуникации (процессе), Стороны — на проблематике (содержании).

РЕЗЮМЕ


1.
Бог, Человек, Доверие, Согласие, Субъектность (Живое) суть подобное.

2.
Их технологии создания и существования суть подобны.

3.
Переход от «двоичного» анализа, к троичному анализу создаёт возможность построения сложных (субъектных!) систем новых порядков сложности.

и Технология:
медиативная троичность (роли, принципы, взаимодействие, методы).
— геометрия общения.
— алгебра общения.
— возникновение субъектности при соблюдении условий и способов происходит «из ничего».

вернуться к книге