1. Живое и НЕ живое. Что это такое?

Что есть живое?

Этот вопрос ставили и давали свою версию ответа многие, если не все, известные философы и религиозные деятели. Континуум ответов таков, что, как может показаться, в нём есть ответ на “любой вкус и на любой цвет”. На взгляд автора, если не каждый, то подавляющее большинство ответов “страдает идеализмом” или, по-простому, вне научны. С другой стороны, а можно ли дать научный ответ на поставленный вопрос? Давайте порассуждаем на эту тему и постараемся сохранить научную строгость, то есть давайте опираться на факты, научные результаты и логику.

Что говорит наш повседневный опыт?

  1. Живое получается от Живого (никому не известны факты синтеза живого из не живого или зачатия от не живого, если не принимать в расчёт различные сказки, мифы и фантастические произведения).
  2. Если Живое разделить на части, то некоторые части продолжают оставаться Живыми, а другие превращаются в не живое (отрезанная нога сама по себе не живёт, а вот без ноги прожить можно, хотя и тяжелее).
  3. Если достаточно сильно повредить мозг, то его носитель, гарантированно становится не живым. Аналогично, если отросток дерева слишком мал и не соблюдены условия пересадки, то он тоже не приживается. И тому подобное…

Резюмируя получаем, что в любом Живом есть “центральная” подсистема (или критическая по  размеру его часть), достаточное повреждение которой, делает продолжение Жизни в этом Живом невозможным; если же повреждения менее существенны или не затрагивают эту подсистему, то Жизнь продолжится.

Что говорит  наука?

  1. Учёным пока не получилось синтезировать даже живую клетку из не живых составляющих, есть различного рода успехи в создании “клеточных” автоматов, но не более того.
  2. Можно поддерживать жизнь в отделённой от туловища голове. В 1928 году физиолог Сергей Брюхоненко оживил отделённую от тела собачью голову. Эксперименты были проведены в Воронежском Институте Экспериментальной Физиологии и Терапии. Но, конечно же, главная заслуга изобретения Брюхоненко заключается в том, что впервые на практике был реализован принцип искусственного поддержания жизни организма и отдельных органов, без которого немыслимы современные реаниматология и трансплантология.
  3. У животных с централизованной нервной системой – мозг – вместилище Жизни. У животных с децентрализованной нервной системой критичен размер отделяемой части. У растений также критичен размер и местоположение отделяемой части. Кроме того, надо создавать дополнительные условия для поддержания жизни в отделяемых частях.

Что получается, – есть Живое, это Живое получается от Живого, о другом, по крайней мере пока,  не известно – но тогда естественен вопрос – Имеет ли Живое начало или нет?

То есть, мы являемся свидетелями передачи эстафеты Живого от Живого Живому, мы в середине этого процесса. Но было ли у этого процесса начало или он бесконечен (или, что то же самое имманентно присущ всему (или части) во вселенной, как и не живое)?

Если есть Начало, то мы получаем следующие возможные варианты:

  1. Жизнь возникла случайно во Вселенной, например, как случайная комбинация, которая начала воспроизводить себя.
  2. Жизнь была пре внесена из … другой вселенной (системы, и т.п.). Правда это не даёт ответа на вопрос, как она возникла в той Вселенной (системе, и т.п.).
  3. Жизнь возникла вместе с возникновением Вселенной, но тогда надо признать, что и Вселенная тоже имеет и начало, и конец.

Первый вариант пока не имеет научного подтверждения (даже близко, даже  намёка), второй вариант не даёт ответа на вопрос по существу, третий вариант, по сути, аналогичен тому, что Жизнь имманентна всему сущему. Различие только в том, что одни считают, что Сущее имеет начало и конец, а другие нет, и полагают его бесконечным.

Таким образом, на данный момент, имеет смысл рассматривать следующие варианты:

  1. Жизнь возникла вместе с не жизнью и является полноправной (имманентной) составляющей Вселенной. Началась вместе со Вселенной и закончится вместе со Вселенной.
  2. Жизнь, как и Вселенная не имеет ни начала, ни конца и имманентно присутствует во всех проявлениях Вселенной.
  3. Живое вечно, а не живое конечно.

Первый и второй варианты на практике не различимы и их различия имеют значение только для узко теоретических построений. Третий вариант методологически относит нас к вопросу о начале Живого, и, по этой же причине отвергается.


Вывод – Жизнь имманентно присуща Вселенной – и не важно, конечна Вселенная или нет.


Получается, что противопоставлять Живое и НЕ живое, это всё равно, что “плевать против ветра” – и Живое, и НЕ живое суть одно и то же.

Почему Троичность, а не Двоичность?

С древнейших времён, видимо по причине противопоставления Живого и НЕ Живого, известны многочисленные философские и религиозные, а со средних веков и научные бинарные концепции. Назову только наиболее известные:

  • Инь и Янь
  • Единство и борьба противоположностей
  • Жизнь и Смерть
  • Добро и Зло, День и Ночь, Начало и Конец, и т.п.

То есть сама окружающая нас действительность в обыденном восприятии “бинарна” (би-логична) в своём проявлении, по этой причине, очевидно, что не логичным было бы появление и развитие религиозных, философских и научных концепций, основанных на другой, например, троичной, логике, но … они троичны (!) хотя и несут в себе “родовое клеймо” бинарности.

Так как мы решили придерживаться научного подхода, то здесь можно привести примеры из Диалектического Материализма. Кстати, в контексте нашего рассуждения, интересно происхождение слова Диалектика (Диале́ктика [др.-греч. Διαλεκτική] — искусство спорить, вести рассуждение, аргументацию в диалоге; Диалог [греч. Διάλογος — «разговор»] — литературная или театральная форма устного или письменного обмена высказываниями (репликами) между двумя лицами; Дилогия — соединение двух прозаических или драматических произведений, связанных между собой общностью сюжета). Приведу только несколько его положений, основанных на бинарной [ди]логике :

  • Единство и борьба противоположностей
  • Диалектический закон Отрицания Отрицания
  • Бытие определяет Сознание

Всё получается красиво и понятно, “только одно НО!”

Если вы более или менее серьёзно изучали историю религий, философии и культуры, вы постоянно наталкиваетесь на то, как много  примеров не бинарной логики, а троичной.

И сам концепт Троицы не только постоянно встречается во всех религиях, мировоззрениях, быту и  философии, но и является структурной основой всех верований и мировоззрений!

Приведу примеры (кому интересен этот вопрос глубже – отсылаю к книге Е.П.Борзовой “Триадология”):

  1. Инь и Янь это не дилогика, так как есть и “скрытый” “третий”, который как клей, склеивает их во взаимодействии, благодаря которому они сливаются в единое целое.
  2. Христианская Троица (Бог Отец, Бог Сын, Бос Святой дух) – как три ипостаси (лица) единого Бога.
  3. Диалектическая триада «тезис — антитезис — синтезис».

Изучавшим Диалектический материализм известны три закона “ДиаМата”:

  • Закон единства и борьбы противоположностей.
  • Закон перехода количественных изменений в качественные.
  • Закон отрицания отрицания.

Эти три закона только при поверхностном изучении воспринимаются как дилогичные, на самом деле они по сути трилогичные, но изложенные на дилогичном языке.


Рассмотрим их подробнее [цитаты взяты из википедии]

Единство и борьба противоположностей

“Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчёркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие, и что эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность”. Или, если изложить по-другому, есть две противоположности и между ними связи/взаимодействие. С точки зрения трилогики — связь и есть третий участник взаимодействия.

Переход количественных изменений в качественные

“Качество — это внутренняя определённость предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определённость бытия. Количество есть определённость, «безразличная для бытия» — внешняя определённость вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определённости выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое”. Здесь уже практически трилогика – качество, количество, мера.

Отрицание отрицания

“Процесс развития движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придаёт цикличности спиралевидную форму. Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошёл после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени”. Два качества плюс “спираль”, своего  рода сдвижка на новый уровень – опять трилогика. А если рассмотреть с этой точки зрения пример Энгельса, – “возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени”, — то трилогичность станет ещё более очевидной, так как дилогичность была бы: а, -а, -(-а)=а – простой цикл, а не спираль!


Вопрос – если налицо присутствие троичных концептов, но выраженных двоичной логикой, то может быть имеет смысл перейти на троичную логику при описании этих концептов?


Как бинарность мышления дала нам первый важный вывод о Живом и НЕ живом, возможно триалектичность даст нам новые осмысления. Для этого сначала переформулируем основные законы диалектического  материализма в триалектической нотации:

Единство и сотрудничество составляющих

Основой всякого развития является сотрудничество противоположностей, рождённое из единства и борьбы этих противоположностей при посредничестве третьей единосущностной с ними стороны.

Переход количества в качество

При посредничестве меры количество переходит в качество и наоборот.

Триалектическое Отрицание

В Триалектике данный концепцт НЕ НУЖЕН.

Принцип развития

Триалектическое взаимодействие создаёт возможность развития, но не гарантирует его.

Принцип всеобщей взаимосвязи

Всё связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи

 Триалектическая триада «тезис — антитезис — синтезис»

Под «тезисом» подразумевается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис». Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится «синтезис» (медиатор, информационный посредник), который поможет найти решение, которое выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить достоинства и избежать недостатков. Это решение является тройственным, в выработке которого роль Тезиса и Антитезиса сущностная, а Синтезиса — коммуникативная. Однажды достигнутое решение, в свою очередь, может стать первой ступенью новой триады (Тезисом).


Теперь давайте применим переформулированные в Триалектике законы Диалектики к рассматриваемому предмету – исследуя Живое и НЕ живое.


Что мы получим?

  1. Триалектика требует наличие посредника между двумя диалектическими противоположностями (Живым и НЕ живым), причём единосущностного. Я предлагаю в качестве такого “третьего” – Время.
    Что это нам даёт для понимания Живого и НЕ живого?
    Понимание Жизни и НЕ жизни, как процесса.
  2. Переход Количества в Качество с Мерой достижения “точки перехода” – точная фиксация момента возникновения Живого / НЕ живого.
  3. Триалектическая триада, для поиска нового решения, решения, которое выводит на новый уровень, требует нахождения решения — третьего, как равного участника взаимодействия первых двух. Для Живого и НЕ живого это означает, что для выхода на новый уровень построения систем необходимо посредничество третьего как самостоятельного субъекта, а не следствия их взаимодействия!

Вывод 2 – Составляющие Вселенной не только Живое и НЕ живое, но и равное им третье – Время. Причём все они единосущностны равновелики и находящиеся в постоянном взаимодействии субъектные сущности.


Итак,

Живое и НЕ живое и Время – суть единое субъектное взаимодействующее, назовём это Вселенной (Богом, Универсумом, и т.п. – не суть важно).

Всё Живое содержит в себе и НЕ живое и Время.

Всё НЕ живое – частично Живо и подвержено воздействию Времени.

Время – Живо тем, что индивидуально воздействует на части Живого и НЕ живого, а НЕ Живо тем, что нет такого, на что оно бы НЕ воздействовало.

Рождение наступает тогда, когда Мера показывает, что Количество накопилось для перехода на новое Качество. Смерть наступает тогда, когда Мера показывает, что Качество недостаточно при данном Количестве.

Триалектическая триада – полностью субъектна, в отличие от диалектической триадой, в которой третий – объектен.

[следующая статья]

One thought on “1. Живое и НЕ живое. Что это такое?

Comments are closed.