3. Диалектика и Триалектика

Выводы предыдущей статьи:

Для развития (выхода на новый уровень и усложнения системы) нужен не бинарный (двоичный), а троичный подход. Усложнение строится на основе коммуникации между двумя элементами, причём коммуникация субъектна. Участвуют три  элемента, причём именно третий сосредоточен на коммуникации. ВСЕ ТРИ элемента равно важны для построения системы.

В связи со сказанным интересна концепция Православной Троицы, так как она одна из немногих Триадических концепций, в которой все три элемента равновелики, равно важны, и т.п.

Триалектическая триада суть Троица (Православная, Аристотелева, Джордано Бруно).


Пришло  время сопоставить диалектику и триалектику, проще всего это сделать, сравнив и сопоставив базис обоих подходов:

 Диалектика (ДиаМат)

Триалектика

 

Единство и борьба противоположностей

Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчёркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие, и что эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность.

 

Единство и сотрудничество составляющих

Основой всякого развития является сотрудничество противоположностей, рождённое из единства и борьбы этих противоположностей при посредничестве третьей едино сущностной с ними стороны.

 

Переход количественных изменений в качественные

Качество — это внутренняя определённость предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определённость бытия. Количество есть определённость, «безразличная для бытия» — внешняя определённость вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определённости выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое.

 

Переход количества в качество

При посредничестве меры количество переходит в качество и наоборот.

 

Отрицание отрицания

Процесс развития движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придаёт цикличности спиралевидную форму. Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошёл после преодоления старого качества и вторичного принятия в новом виде того, что было накоплено на предшествующей ступени.

 

В данной концепции НЕ НУЖЕН

 

Принцип всеобщей взаимосвязи

Всё связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи

 

Принцип всеобщей взаимосвязи

Всё связано со всем, и только ограниченность человеческого знания не позволяет видеть все существующие связи

 

Принцип развития

Направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов в качестве универсального их свойства; поступательное движение от низших форм материи к высшим, движение по спирали: через противоречия, отрицание отрицания, повторение предыдущих этапов, но на более высокой ступени развития

 

Принцип развития

Триалектическое взаимодействие создаёт возможность развития, но не гарантирует его.

 

Диалектическая триада

«Тезис — Антитезис — Синтезис».

Под «тезисом» подразумевается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис». Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить достоинства и избежать недостатков. Это решение, являющееся третьим диалектическим шагом, называется «синтезисом». Однажды достигнутый синтез, в свою очередь, может стать первой ступенью новой диалектической триады.

 

Триалектическая триада

«Тезис — Антитезис — Синтезис»

Под «тезисом» подразумевается некоторая идея, теория или движение. В качестве оппозиции к себе, тезис, вызывает негативное утверждение — «антитезис». Противоположность тезиса и антитезиса продолжается до тех пор, пока не находится «синтезис» (медиатор, информационный посредник), который поможет найти решение, которое выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить достоинства и избежать недостатков. Это решение является тройственным, в выработке которого роль Тезиса и Антитезиса сущностная, а Синтезиса — коммуникативная. Однажды достигнутое решение, в свою очередь, может стать первой ступенью новой триады (Тезис).


Как можно видеть, Диалектика предполагает бинарный взгляд, а Триалектика – троичный. Диалектика бинарна даже в тех случаях, когда дело касается Троичных структур.


например, при рассмотрении конфликтов

С точки зрения Диалектики (Единства и борьбы противоположностей, диалектической триады, и т.п.) в диалектическом конфликте всё решают конфликтующие стороны, и даже если и выделяют систему коммуникаций между ними, как важную подсистему, от которой многое  зависит, то рассматривают её как подчиненную (как следствие) их конфликту (взаимодействию), как объектную (а не равную им субъектную сущность). Например, третьим называют, либо связь между тезисом и антитезисом, либо выработанное решение (синтезис).

С точки зрения Триалектики [в конфликте, во взаимодействии] система коммуникаций должна рассматриваться как третий полноправный субъект, но не конфликта, а системы коммуникации по его разрешению. То есть это не “клей” между Инь и Янь, чтобы получить целое (точнее не только клей!), а информационный посредник, обладающий субъектностью и влияющий на качество коммуникации между сущностями (тезис и антитезис). Причём этот информационный субъект (назовём его “синтезис”) существует наравне с тезисом и антитезисом, а результатом их тройственного взаимодействия является Решение, тоже обладающее субъектностью.


Практика (опыт) решает всё, и, самое интересное в том, что именно практика подводит к переходу от Диалектического подхода к Триалектическому. Рассмотрим на примере конфликта. Общеизвестна диаграмма вариантов выхода / разрешения конфликта:

По опыту получается, что если не добавлять в конфликт между двумя сторонами третью субъектную силу, сосредоточенную на качестве коммуникации (точнее – взаимопонимания)  между конфликтующими сторонами, то большинство конфликтов закончатся по схеме выигрыш-проигрыш / проигрыш-выигрыш, меньшинство компромиссом и, практически ни один, не закончится по схеме выигрыш-выигрыш! НО, если добавить третьего (медиатора, субъекта), то количество конфликтов, завершившихся по схеме выигрыш-выигрыш будет … 90%! [стандартная статистика разрешения медиативных споров].

Почему?

  1. Потому, что математически показано (см. статью №2. “1,2,3”), что без добавления равного третьего даже математически вероятность разрешения конфликта по схеме выигрыш-выигрыш равна нулю (для условий, оговоренных в статье, то есть для абсолютно одинаковых субъектов). Для реальных же субъектов, именно благодаря их “неравенству”, к вариантам (выигрыш-проигрыш / проигрыш-выигрыш) добавляется вариант компромисса, и, как очень редкое исключение, — выигрыш-выигрыш. Парадокс (на первый взгляд), неравенство в этом случае — источник компромисса и развития!
  2. Как показывает практика, даже при искреннем стремлении обеих сторон конфликта к разрешению конфликта по схеме выигрыш-выигрыш, непреодолимым (или почти непреодолимым) препятствием становится отсутствие глубокого взаимопонимания между сторонами.
  3. Как показывает практика даже люди обученные технологии эффективной коммуникации без добавления третьего (медиатора) редко могут договориться до согласия (выигрыш-выигрыш) по сложным вопросам!

С ДРУГОЙ СТОРОНЫ

  1. Математически показано (см. статью №2. “1,2,3”), что добавление равного третьего в коммуникацию между двумя, даже при условиях, оговоренных в статье, создают возможность выхода на новый уровень и разрешения конфликта по схеме выигрыш-выигрыш! А при максимизаций отличий между сторонами конфликта, благодаря третьему конфликт разрешается по схеме выигрыш-выигрыш в 9 случаях из 10.
  2. Как показывает практика, добавление медиатора (информационного посредника) при искреннем стремлении сторон конфликта к поиску Согласия, гарантированно и быстро приводит разрешение конфликта к Согласию (выигрыш-выигрыш).
  3. Разрешение конфликта через нахождение Согласия равносильно созданию социальной системы более высокого уровня, чем исходные участники конфликта (что тоже видно математически).

ВЫВОДЫ

  • Разрешение конфликта без посредничества третьей стороны (в задачу которой входит обеспечение взаимопонимания сторонами друг друга) не приводит к развитию социума, если понимать под развитием выход на новые системные уровни, а не укрупнение/усложнение одной из сторон конфликта за счёт другой.
  • Триалектика даёт механизм усложнения / развития систем с сохранением исходного разнообразия, а Диалектика провоцирует истощение разнообразия в жертву развитию.
  • В Триалектике связь = третий полноценный субъект, а в Диалектике — объект-следствие коммуникации двух участников.

PS:

Для меня переход от Диалектического к Триалектическому мышлению напоминает переход в Физике от Ньютона к  Эйнштейну, когда первый стал частным случаем второго.


В следующей статье – что такое Троица? Каждые ли три компонента образуют троицу?

One thought on “3. Диалектика и Триалектика

Comments are closed.