1. Что такое Мышление?


ПРОМЫШЛЕНИЕ


скачать конспект ]

Трудно описать что-то сложное, например сложный объект, тем, кто его не видел или не видел что-то подобное. Для облегчения понимания обычно используют различные вспомогательные приёмы – рисуют, чертят, используют лингвистические и сценические приёмы, моделируют, иллюстрируют, иногда прибегают к витамину “Р” (Ремень) и т.п. А что делать, если то, что хочешь определить, является не только объектом, но и процессом, и субъектом, и языком и, самое “весёлое”, тем языком, на котором вы объясняете и определяете это ТО?

МЫШЛЕНИЕ КАК РАЗ ИМЕННО ТАКОЕ “ТО”

Что делать? Сначала нужно понять, что уже сделано в этом направлении, — как определяют Мышление на текущий момент. Для начала это подходит. Итак, пара “определений” Мышления, которые сейчас доступны в имеющемся информационном пространстве:


СОВЕТСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Гл.ред. Прохоров А.М., 3 изд., М.: Сов. Энциклопедия, 1985.-1600стр., страница 848

Мышление – высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Мышление человека имеет общественно-историческую природу , неразрывно связано с практической деятельностью. Формы и законы Мышления изучаются Логикой, механизмы его протекания Психологией и Нейрофизиологией. Кибернетика анализирует Мышление в связи с задачами технического моделирования мыслительных операций.

]]]> Из определения вытекает, что всё, что находится “ступенькой ниже” – ещё не Мышление, а что тогда? Похожим образом было принято считать, что Социализм это ещё не Коммунизм, в то время, когда, по Диалектическому материализму, Социализм это первая ступень Коммунизма, или по простому, — детство, “неразвитый” Коммунизм.

]]]> Безусловным достоинством данного определения является то, что указано, что Мышление имеет общественно-историческую природу, то есть не замкнуто, а являет собой открытую систему, находящуюся во взаимодействии с Миром.


ПСИХОЛОГИЯ МЫШЛЕНИЯ
Хрестоматия под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б., Спиридонова В.А., Фаликман М.В., Петухова В.В.
2-е издание, М.: АСТ: Астрель, 2008.-672 стр., страница 13.

Мышление – высшая форма психического (сознательного) отражения, познания объективной реальности. Это обобщённое и опосредствованное отражение её существенных свойств, связей и отношений. Отличие Мышления от непосредственно-чувственных форм познания – ощущения и восприятия – раскрывается в определении его основной единицы – Понятия.

]]]> Хорошее определение, но тут забыт, на мой взгляд, важный момент, что мышление имеет общественно-историческую природу.


Так как определить, что такое Мышление? Давайте систематизируем полученную на текущий момент информацию:

  1. Мышление имеет общественно-историческую природу, то есть по своей сути это открытый процесс, взаимодействующий с окружающим миром и себе подобными, имеющий память и учитывающий пред-историю происходящего.
  2. Мышление это высшая форма процесса Познания. Можно сказать, что низшая форма Познания – непосредственно-чувственная, а высшая форма – понятийная – Мышление.
  3. Мышление это обобщённое и опосредствованное отражение реальности: существенных её свойств (качеств), связей и отношений.

Чего не хватает? Сущности! Любое определение должно быть сущностным, то есть, по сути, по смыслу. А мы имеем набор признаков. Но ведь не всё, что выглядит как заяц, бегает, как заяц, и ест, как заяц это заяц. Это может быть и: зайчиха, зайчонок, кролик и есть много других похожих и похоже питающихся, и похоже двигающихся животных. А нам нужен именно “заяц”. Что делать?

Здесь мы сталкиваемся с типичной проблемой “Чёрного ящика” – у нас есть набор признаков (цвет, размер, звуки, вес, запах, фактура поверхности, форма ящика и т.п.)  – мы знаем, что там (в ящике) – что-то или кто-то есть, но как понять что (или кто), если запрещено открывать ящик?

И как потом понять, что мы правильно определили, что там (так и не открывая его)?

А никак! Именно по этой причине в Науке периодически пересматриваются концепции, уточняются, корректируются, отвергаются, как устаревшие, и т.п.

Вывод.

  1. Нужно дать сущностное определение Мышления, а не признаковое.
  2. Нужно проверить его на соответствие перечисленным выше признакам.
  3. Если не придумано что-то лучшее – пользоваться им, периодически проверяя на новые уточнения и корректировки.
  4. Если данное определение даст нам чёткое объяснение перечисленных признаков (ответит на вопрос – почему признаки именно такие?) и даст объяснения новых фактов, это будет дополнительным доводом к использованию именно данного определения.

Модель процесса, которая лучше всего соответствует перечисленным признакам и которая не несёт в себе прикладной специфики, и которая может быть положена в основу определения – Что такое Мышление? – называется “контур с обратной связью”.

Почему?

  1. Это модель процесса.
  2. Обратная связь в этой модели олицетворяет Познание окружающего Мира.
  3. Модель вводит Понятие – Контур обратной связи – сущностно отвечающее на вопрос – Как устроен процесс Мышления.
  4. Модель показывает, что мышление невозможно: в замкнутых системах, в системах без обратной связи, без взаимодействия системы с окружающим миром и себе подобными в частности.
  5. Модель позволяет моделировать различные структуры связей между понятиями и любые понятия. В том числе и высшие (структура внутри “ящика”), и непосредственно-чувственные (структура внутри точки сплетения обратной связи и других входящих сигналов).

Попробуем дать определение Мышления на основе модели контура обратной связи.

Мышление – познавательное отражение окружающей действительности, в основу которого положена модель контура обратной связи.


]]]> Тестируем определение на соответствие перечисленным выше признакам:

  • Общественность заложена в обратной связи
  • Историчность – в обратной связи, в сумматоре, в возможности моделировать любые структуры связей внутри “ящика”, в том числе и с памятью
  • При отсутствии или простой признаковой структуре связей в “ящике” получаем непосредственно-чувственное познание
  • При сложной понятийной иерархической системе связей в “ящике” получаем понятийное познание, то есть Мышление
  • Степень обобщённости и опосредованности связано со сложностью структуры связей в “ящике”

[[[> Таким образом, данное определение Мышления соответствует всем признакам, описанным в определениях Мышления психологами и в СЭС. Вопрос – добавляет ли данное определение новое? Да, добавляет:

  1. Мышление становится более широкой категорией.
  2. Познание теперь фиксирует состояние (изменение) системы связей между понятиями / признаками.
  3. Из модели выводятся три типа мышления:
    • Рефлекторное (с контуром обратной связи [положительной или отрицательной], но “пустым ящиком”) – хороший пример – рефлексы, описанные академиком Павловым.
    • Непосредственно-чувственное (с контуром обратной связи [положительной или отрицательной] и признаковым ”ящиком”) – хорошие примеры – обывательское, рассудочное мышление, “ну я же вижу”, структурное мышление, здравый смысл, “голосуйте сердцем”, эмоциональный интеллект.
    • Понятийное (с контуром обратной связи [положительной или отрицательной] и понятийным ”ящиком”) – пример – научное мышление, системное мышление.
  4. Данная модель хорошо согласуется со строением ЦНС:
    • Рефлекторное = ганглии
    • Непосредственно-чувственное =лимбическая система / рептильный мозг /
    • Понятийное = неокортекс

Что далее?
Далее найдём ответы на вопросы:

  • Что такое “признак”?
  • Что такое “определение”?
  • Что такое “познание”?
  • Что такое “понятие”?

все посты данной темы