2. Что такое “Парадокс”?


ПРОМЫШЛЕНИЕ


Прежде, чем перейти к рассмотрению того, что такое “признак”, “определение”, “познание”, “понятие” я предлагаю найти ответ на вопрос – Что такое ПАРАДОКС? 

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.

Александр Сергеевич Пушкин

[ скачать конспект ]

То есть по Пушкину получается, что Мышление Гения (в нашей модели – научное мышление) – парадоксально! С другой стороны есть определения Парадокса:

WIKIPEDIA
https://ru.wikipedia.org/wiki/Парадокс (на 10 июня 2018)

Парадо́кс — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.

СОВЕТСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ [СЭС]
Гл.ред. Прохоров А.М., 3 изд., М.: Сов. Энциклопедия, 1985.-1600стр., страница 963

Парадокс – 1) неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией, утверждение, рассуждение или вывод.2) в Логике – противоречие, полученное  в результате внешне логически правильного утверждения, приводящее к взаимно противоречащим заключениям. Наличие парадокса означает несостоятельность каких-либо из посылок (аксиом), используемых в данном рассуждении, или теории в целом, хотя эту несостоятельность зачастую трудно обнаружить, объяснить и тем более устранить.


Кстати, уважаемый читатель, Вы видите, почему СЭС и другие проверенные источники ЛУЧШЕ, чем Википедия? Когда Википедия говорит о том, что “нет логического объяснения”, СЭС говорит о несостоятельности (ошибочности!) рассуждения (то есть привлекаемой для объяснения Логики!).


Вернёмся к “нашим баранам”, даже если А.С.Пушкин и не был знаком с “Наукой Логики” Гегеля («Наука логики» [Wissenschaft der Logik] 1812—1816, переработанное издание 1831; также называется «Большой логикой»), в которой в основу положено ПРОТИВОРЕЧИЕ (то есть по Гегелю – Основанием Логики является Противоречие!), то он гениально предвидел эту связку: Гений-Мышление-Противоречие-Парадокс.

Теперь Вам, читатель, должно стать ясным, почему я предлагаю рассмотреть понятие ПАРАДОКСА сейчас, сразу же после того, как мы определили понятие МЫШЛЕНИЯ (см. главу.1) и:

  1. Под МЫШЛЕНИЕМ я далее, если только не будет специальной оговорки, буду подразумевать именно научное (системное, целостное) мышление.
  2. И научное мышление понимать так, как это дано в главе 1.
  3. Мышление парадоксально по своему происхождению.

Это действительно гениальное прозрение, сделанное двумя несомненными Гениями (Пушкиным и Гегелем), если его развить, приводит нас к интересным утверждениям:

  • Надо искать модели, содержащие в себе парадокс и, тем самым, отражающие сущность Мышления.
  • Эти модели должны быть уникальны в своей сущности.
  • Они должны быть, существовать в реальном Мире, а не быть абстракциями, не имеющими отношения к Реальности.

Завертикультяписто? Только на первый взгляд. Самое интересное это то, что со многими моделями мы все давно знакомы, ещё со Школы, просто они настолько нам привычны, что мы не обращаем внимания и не замечаем их уникальности и парадоксальности:

В Алгебре: “Пифагоровы штаны” x2+y2=z2 .

В Геометрии Евклида: треугольник со сторонами 3,4,5.

В Арифметике: разностные последовательности.

В Топологии: лента Мёбиуса.

В Интегральном/дифференциальном исчислении = +С

В табличном анализе: SWOT-анализ 3х3.

В векторной алгебре/геометрии: вектор.

В богословии: православная Троица.

В Логике: тезис-антитезис-синтезис.

В коммуникации между людьми: правила эффективного общения.

И ЭТО ПЛОХО, что не обращаем внимание!

Плохо потому, что мы принимаем гениальную суть за обыденность, а обыденные ошибки, за неразрешимые проблемы. Иными словами, не понимая сущности парадоксальности мышления, мы пасуем перед ерундой и, при этом, не замечая опасности, стремимся к постоянному воспроизводству наших ошибок и, не понимая почему они воспроизводятся, успокаиваем себя тем, что мол “так устроен Мир”.

Хорошей обыденной иллюстрацией является пример с книгой Ю. Б. Гиппенрейтер “Общаться с ребёнком. Как?” – которую “все знают” и “все читали” и … никто не делает так, как там написано, даже те, кто испытывает серьёзные проблемы с пониманием и общением со своими детьми.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Понимать, что “наличие парадокса означает несостоятельность каких-либо из посылок (аксиом), используемых в данном рассуждении, или теории в целом”, то есть парадоксальность это всего лишь ошибка нашего Мышления, нашего восприятия, следствие того, что мы всегда Часть, пытающаяся познать Целое, а значит, в каком-то смысле, ущербная часть и с ущербным пониманием этого Целого, совершающая ошибки. Надо идти дальше, думать, искать и находить модели, которые сущностно отражают реальность, которые её понятийно определяют, а не признаково.

Вот теперь мы и подошли к рассмотрению ответов на вопросы: Что такое “признак”? Что такое “определение”? Что такое “понятие”? Об этом в следующей главе.


PS: интересно, теперь вам лучше видна ограниченность Солипсизма или нет?

СОЛИПСИЗМ (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам) — разновидность идеализма, утверждающая, что несомненной реальностью является только мыслящий субъект, а все др. индивиды и предметы существуют лишь в его сознании. А. Шопенгауэр заметил, что крайним солипсистом, признающим реальность только своего Я, может быть лишь умалишенный. Более реалистичен умеренный С. признающий в какой-то форме сверхиндивидуальное Я, являющееся носителем сознания. Так, Дж. Беркли утверждал, что все вещи существуют как «идеи» в божественном уме, который привносит ощущения в сознание человека. И.Г. Фихте отождествлял в конечном счёте абсолютное Я не с индивидуальным сознанием, а с самосознанием всего человечества. В эпистемологическом плане С. означает доктрину, считающую индивидуальное Я и его состояние единственно возможным или единственно правильным отправным пунктом для построения теории познания. В этическом смысле С. иногда означает крайний эгоизм, эгоцентризм.

все посты данной темы