Понятие и Троичность (часть 2)

ПОНЯТИЕ и 7 признаков ТРОИЧНОСТИ. Часть 2

Определения цитируются по книге — Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф. “Логика”
учебник для средней школы, учпедгиз 1954 (стр.34-48)

Определение понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается содержание понятия. Раскрыть содержание понятия — это значит указать его существенные признаки. Определением понятия называется также результат указанного действия.

По своему строению определение состоит из двух основных частей: определяемого понятия и определяющего понятия.


Состав определения схематически можно изобразить таким образом:

«вид» есть «род и видовое отличие»


Существует четыре правила, которым должно отвечать определение.

  1. Определение должно быть соразмерным. Это значит, что определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объёму.
  2. Определение не должно делать круга. Например, — «Существенные признаки предмета —это такие признаки, которые являются существенными для предмета». Или: «Смешное — это то, что вызывает смех». Или «Я дерусь потому, что я дерусь».
  3. Определение не должно быть отрицательным. Определение должно указывать на то, что представляет собой предмет, а не на то, чем не является предмет. Поэтому такое определение, как «свет есть отсутствие темноты», не может дать никакого знания о природе света.
  4. Определение должно быть ясным, четким, не допускающим двусмысленных или метафорических выражений.

Слово «генезис» означает «происхождение». Генетическое определение — это такой вид определения, который указывает на происхождение определяемого предмета. Генетическое определение применяется в тех случаях, когда бывает необходимо указать на происхождение интересующего нас предмета.

От определения понятия следует отличать так называемое номинальное определение, т. е. разъяснение смысла слова, имени, выражающего данное понятие. Номинальные определения бывают необходимы в известных случаях, особенно в отношении заимствованных слов, однако они не могут заменить собой определений понятий.

Понятие богаче по содержанию, чем определение. Определение сужает понятие, на что указывает и само слово «определение»; определить — значит поставить предел, указать границы, сузить содержание понятия. Отсюда следует, что для того чтобы иметь понятие о том или ином предмете, недостаточно знать определение такого понятия.

Определения понятий нельзя рассматривать как нечто раз навсегда установленное и неизменное. По мере углубления и расширения наших знаний о предметах, явлениях действительности определения понятий изменяются, они становятся более полными и более точно отражают сущность предметов.

Не каждое понятие имеет род и не для каждого понятия мы можем указать видовое отличие. Поэтому не каждое понятие можно определить указанным выше способом. Нельзя, например, определить категории («сущность», «бытие» и др.), так как категории являются предельно широкими понятиями, т. е. для них не существует более широких (родовых) понятий.

Через ближайший род и видовое отличие нельзя определить также некоторые понятия, отражающие элементарные свойства вещей. Для таких понятий трудно указать видовое отличие. Например: «прямой», «сухость», «желтизна» и др.

Но и в тех случаях, когда мы можем определить понятие, мы не ограничиваемся одним определением. Существуют логические приёмы, которые могут дополнить определение, но не являются определениями.

Среди таких приёмов отметим следующие пять: указание, описание, характеристика, сравнение, различение.

  1. Указание — самый простой приём ознакомления с предметом, который непосредственно нами воспринимается. Например, желая ознакомить кого-нибудь с данным цветом, формой, звуком и пр., мы указываем на этот цвет или воспроизводим данный звук. Указание не может, разумеется, дать понятия о предмете, оно даёт лишь индивидуальное представление.
  2. Описание представляет собой перечисление ряда признаков единичного предмета, вида какого-либо животного или растения. Например, С. Аксаков так описывал лебедя: «Белый, как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды». Цель описания — указать наиболее точно и полно признаки предмета.
  3. В характеристике указываются некоторые отличительные признаки предмета. Может быть характеристика единичного предмета мысли и характеристика общего явления. Цель характеристики — подчеркнуть, что предмет обладает или не обладает какими-то определёнными признаками.
  4. Сравнение по своей внешней форме нередко бывает похоже на определение, однако сравнение нельзя смешивать с определением. Сравнение предполагает наличие двух предметов, из которых один поясняется с помощью другого (не родового!). Например, «Дети — цветы жизни». Другие примеры: «Ленинград — колыбель революции», «Писатели — инженеры человеческих душ».
  5. Различение — это разновидность сравнения. При различении, как и при сравнении, мы мысленно сопоставляем два предмета, но указываем не на сходство, а на различие. Например: «Водород отличается от кислорода тем, что сам горит, но горения не поддерживает».

Деление понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается объём понятия. Раскрыть объём понятия — это значит указать видовые понятия, соподчинённые делимому понятию. Делимое понятие есть родовое понятие. В результате деления получаются видовые понятия, которые называются членами деления. Признак, по которому производится деление, называется основанием деления.

Правила деления:

  1. Деление должно быть соразмерным. Это значит, что члены деления должны в совокупности равняться объёму делимого понятия. При правильном делении не может быть такого положения, чтобы сумма членов деления была больше или меньше объёма делимого понятия. В результате нарушения этого правила возможна одна из двух ошибок: или деление будет чрезмерно широким, или слишком узким.
  2. Деление должно производиться по одному основанию и притом существенному. Чтобы произвести деление понятий, можно взять в качестве основания любой признак из числа тех, которые входят в содержание делимого понятия. В основание делимого понятия мы можем взять только существенный признак.
  3. Члены деления должны исключать друг друга. Это правило вытекает из предыдущего.
  4. Деление не должно делать скачка. Это значит, что при делении понятия необходимо брать ближайшие виды, а не отдалённые.

Дихотомическое, т. е. двучленное, деление состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два противоречащих понятия.


Наряду с делением понятий мы пользуемся в практике мышления некоторыми логическими приёмами, которые внешне сходны с делением, но по существу отличны от него.

  1. Расчленение целого на части. Например: «Месяц январь состоит из четырёх недель и трёх дней», «Поезд состоит из паровоза, вагонов и платформ». В этих примерах речь идёт не о видах и роде, а о частях и целом. Месяц, конечно, не является родовым понятием по отношению к неделям и дням, а неделя и день — это не виды месяца, а его части; поезд не является родовым понятием по отношению к вагонам, а вагон — это не вид поезда, а часть его.
  2. Расположение мыслей по определённому плану. Планы мероприятий, планы сочинений, оглавления в книгах — всё это не будет делением понятий, так как во всех этих случаях нет отношения, какое существует между видами и родом.

Одним из видов мысленного деления предметов на группы является классификация. Классификацией называется система расположения предметов по классам на основании сходства этих предметов внутри класса и их отличия от предметов других классов.

Классификацию, в основе которой находится коренной признак предметов, выражающий их природу, принято называть естественной классификацией.

Если за основу классификации берётся признак, не выражающий природы классифицируемых предметов, то такая классификация называется искусственной (например, по Алфавиту).


Как видно из выделенных выше определений — Структуры определения и Дихотомического деления, оба этих понятия изоморфны триаде, – Качество-Мера-Количество, – а значит,  соответствуют 7 требованиям Троичности со всеми вытекающими последствиями.


Ещё одно важное замечание — логические приёмы: расчленение, расположение, указание, описание, характеристика, сравнение, различение — не являются троичными и мы не будем их использовать в алгебре троичности.