ПАРАДОКС 4х4. Описание процедуры

область применения: принятие решений, проработка и анализ имеющихся решений, выработка согласованного экспертного решения.

принимают участие: 16 экспертов + модераторы + владелец проблемы (задачи).
[один из экспертов может взять на себя и функцию модератора и владельца проблемы]

продолжительность: 2,5 — 3 часа.

в итоге: согласованное (общее, разделяемое, без противоречий) между всеми экспертами решение проблемы / задачи / концепция.

процедура:

  1. Краткая вводная лекция (5 минут) о технологии.
    Можно заменить просмотром видео:
    правила Игры в Бисер: https://youtu.be/5jJUZBelVIE
    правила SWOT-анализа (если кто не знает): https://youtu.be/h4fHiKnom9k
    поле SWOT-анализа: http://udovichenko.ru/wp-content/uploads/2019/01/swot.pdf
    идея BiSWOT (Biser+SWOT): https://youtu.be/Olrgkxno_ds
    три этапа ПАРАДОКСА: https://youtu.be/ZVUC5fA-Gow
    поле игры в Бисер (для первых двух этапов):
    http://udovichenko.ru/wp-content/uploads/2018/10/bisergame.ru-rules-and-field.pdf
    поле для третьего этапа (BiSWOT):
    http://udovichenko.ru/wp-content/uploads/2018/10/biswot.pdf
    поле-подсказка для третьего этапа (BiSWOT):
    http://udovichenko.ru/wp-content/uploads/2019/01/biswot-istochniki.pdf
  2. Постановка задачи перед экспертами – формулировка темы обсуждения / концепции.
  3. Распределение 16 экспертов по 4 эксперта по 4 столам.
  4. Раунд (этап) 1: заполнение экспертами полей игры в Бисер по темам «S» (сильные стороны темы обсуждения), «W» (слабые стороны темы обсуждения), «O» (возможности, которые можно реализовать в рамках темы), «T» (угрозы, которые будут препятствовать реализации возможностей). На каждый стол одна тема. В итоге – четыре заполненных поля Игры в Бисер.
  5. Промежуточные итоги: голосование и распространение результатов по всем столам (ксерокопии), так, чтобы на каждом столе были копии всех полей.
  6. Распределение экспертов между столами, так, чтобы за каждым столом оказалось по 1 эксперту от каждой из четырёх обсуждённых в раунде №1 тем (то есть за каждым столом по одному полю и по одному эксперту из обсуждавших это поле).
  7. Раунд (этап) 2: заполнение экспертами полей игры в Бисер по темам «S/O» (как используем сильные стороны, чтобы реализовать возможности), «W/O» (как укрепляем слабые стороны, чтобы они не помешали реализоваться сильным сторонам в возможностях), «S/T» (как отбиваемся от угроз, используя сильные стороны), «W/T» (как страхуемся от самого плохого варианта развития событий (слабые стороны пересекаются с угрозами)). На каждый стол одна тема. Предполагается, что поля, полученные на первом этапе (раунде) — «S», «W», «O», «T» — будут использоваться экспертами, как проверенные исходные данные.
  8. Промежуточные итоги 2: голосование по столам, суммирование результатов первого и второго голосований, определение четырёх лидеров (по очкам) и сборка полей-результатов со всех столов на одном столе.
  9. Раунд (этап) 3: сборка: четыре эксперта-лидера собирают BiSWOT-поле, которое заполняется по правилам игры в Бисер, но геометрия поля структурно напоминает SWOT-анализ. Для заполнения полей используются понятия с полей с предыдущих этапов (раундов) —  «S», «W», «O», «T», «S/O», «W/O», «S/T», «W/T».
  10. Презентация всем участникам Результата: четыре эксперта последнего этапа делают доклад по полученному BiSWOT-полю перед другими экспертами. Если нужно – вносятся корректировки.
  11. В течение нескольких дней после мероприятия группа лидеров систематизирует полученный результат в стандартный текстовый документ и рассылает на согласование остальным экспертам.

требуемое оборудование: тренога с флипчартом, принтер/ксерокс, бумага, маркеры, ручки четырёх цветов (четыре комплекта по четыре разноцветные ручки), карточки для голосования, 8 экземпляров распечатанного поля “Игры в Бисер” (4 для первого этапа и 4 для второго), 1 экземпляр поля BiSWOT (для третьего этапа), 16 распечатанных правил Игры в Бисер.

Замечание по голосованиям.
Для голосования можно использовать простые листочки. Каждый из четырёх экспертов за каждым столом, после первого и второго этапа, получает три листочка, на первом пишет цифру “1”, на втором “2”, на третьем “3” и оценивает трёх других экспертов – того, кого оценивает на “1” передаёт листок с “1”, кого на “2” —  “2”, кого на “3” — “3”. Потом каждый эксперт, собрав оценки, подсчитывает свой балл и записывает на поле Игры.


ЕСЛИ НУЖНО ПОДРОБНЕЕ О МЕТОДОЛОГИИ ПАРАДОКС

Видеозаписи про БИСЕР:
https://www.youtube.com/watch?v=5jJUZBelVIE&list=PL9W-bbpn8pL0O3bqBYW0Rp_d2AmRCPQ8K

Видеозаписи про технологии ПАРАДОКС:
https://www.youtube.com/watch?v=9676BVC7z78&list=PL9W-bbpn8pL0grPTXHQIhUxd2tdUMIstu

С уважением,
Максим Шебалин и Марат Удовиченко.